Олег Даль в Люблино
Родился и жил в Люблино
25 мая 2016 г. исполняется 75 лет со дня рождения артиста Олега Даля. Он родился и почти половину жизни провел на Люблинской улице, в доме 111.
Часть дома снесли
Левую часть дома 111, стр. 1, на Люблинской улице в 2011-м году снесли. Подъезда, где на третьем этаже, в двухкомнатной квартире № 110 мог бы открыться музей артиста Олега Даля, больше нет.
В городе Люблино на Московской улице Даль жил ребенком, учился в железнодорожной школе № 2, которая была расположена на Ставропольской улице.
Дом с барельефами и аркой считался престижным: его построили для заводоуправления Люблинского литейно-механического завода. Отец будущего артиста Иван Зиновьевич работал в службе главного инженера, был начальником конструкторского отдела завода. Мама Павла Петровна была учительницей начальных классов. Отец умер в 1967 году. Мама уедет из Люблино в 1978 году - переберется на Смоленский бульвар, где будет жить с сыном, его женой Лизой и тещей Ольгой Борисовной.
Талант был виден с детства
«Когда родился Олег - родители были счастливы, они хотели и ждали сына, отец был горд и заранее выбрал имя, это случилось в конце мая, а назавтра была война», - вспоминала сестра артиста Ираида Ивановна Даль-Крылова. – «Отец остался на заводе, а мама с двумя детьми поехала в эвакуацию».
После войны семья Далей вернулась в Люблино.
Подростком Олега часто можно было видеть среди люблинской шпаны. Но сказывалась и одаренность. Он ходил в драматический кружок, учился играть на гитаре и фортепиано, был солистом в хоре, которым руководил Семён Дунаевский, брат композитора. Занятия проходили в ЦДКДЖ, он ездил туда несколько раз в неделю. В составе агитбиргады с концертами выезжал на БАМ, где проявились его лидерские качества. Много читал. Дома были полные собрания сочинений - Пушкин, Достоевский, Лермонтов, Гоголь.
Приемная комиссия хохотала
Родители были против того, чтобы Олег шел в театральный - он сильно картавил. Но, готовясь к поступлению, Олег тренировками выработал нормальное P.
- Длинный, худющий до такой степени, что позже сокурсники наградят его прозвищами Шнурок и Арматура, с копной вьющихся волос, он гордо декламировал монолог Ноздрева из «Мертвых душ».
Перед приемной комиссией стояла бутафорская стена с окном. Войдя в образ, Олег так сильно распахнул окно, что в руках у него оказалась вся рама. Члены комиссии расхохотались, а он сделал вид, что так и задумано, и продолжал играть. Хохот стоял гомерический. А потом зазвучал отрывок из «Мцыри», совсем по-другому, трагически. Ему поставили «отлично».
Ушёл со своей свадьбы
В 22 года Даль женился на Нине Дорошине - они снимались в «Первом троллейбусе» и приехали со съемок с обручальными кольцами. На свадьбу пришел весь «Современник. Этот брак вскоре распался.
Не сложился и брак с Татьяной Лавровой - оба были личности сильные, творческие. Олег ушел от нее домой, к родителям, в одном спортивном костюме. Ничего не взял, в том числе и бумаги, дневники. Они до сих пор не опубликованы.
Первые и последние роли
Дебют Олега Даля в кино состоялся в 1962 году в фильме Александра Зархи «Мой младший брат» по повести «Звёздный билет» Василия Аксёнова. Тогда же Сергей Фёдорович Бондарчук пригласил Олега попробоваться на роль младшего Ростова в «Войну и мир» (но пробы Даль не прошёл), и Леонид Агранович доверил ему главную роль в психологическом детективе «Человек, который сомневается» (фильм вышел на экраны в 1963 году).
Герои Олега Даля в ранний период его творчества - его ровесники, живущие с ним в одно время. Даль наделял создаваемые им образы своими личными чертами, своим обаянием с оттенком грусти.
В 1967 году Олег Даль снимается в картине Владимира Мотыля «Женя, Женечка и „катюша"». Премьера фильма, состоявшаяся 21 августа 1967 года, вызвала большой интерес у зрителей, но широкой известности так и не принесла, так как фильм по решению чиновников от культуры пошёл «вторым экраном». Однако тогда же фильм Наума Бирмана «Хроника пикирующего бомбардировщика», где Олег создал образ обаятельного и умного стрелка-радиста Жени Соболевского, вышел на широкий экран, и об Олеге Дале узнала вся страна, его начинают приглашать сниматься ведущие режиссёры.
В числе заметных ролей актера можно также назвать Лаевского из «Плохого хорошего человека», снятого Иосифом Хейфицем, Печорина из телепостановки Анатолия Эфроса «По страницам журнала Печорина», Евгения Крестовского из «Земли Санникова». Творческим достижением Олега Даля стала роль разведчика Сергея Скорина в телевизионном сериале «Вариант «Омега».
В последних ролях в кино в игре актёра намного заметнее склонность к глубокому раскрытию характера героя, к примеру, в фильме Виталия Мельникова «Отпуск в сентябре», поставленному по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота», который вышел в прокат уже после смерти актёра. Роль в этом фильме считается одной из лучших в творчестве Олега Даля.
Одной из самых известных ролей Даля стала роль принца Флоризеля в многосерийном телефильме «Приключения принца Флоризеля», который режиссёр Евгений Татарский снял в 1980 году по мотивам произведений Стивенсона.
Последняя работа Олега Даля - поэтический спектакль по Лермонтову. Он был задуман в память о Высоцком.
Даль назвал спектакль «Смерть поэта». Но Министерство культуры потребовало переменить слишком мрачное название.
Он успел записать лишь наброски к этому спектаклю: свое чтение с ремарками, повторами на домашний магнитофон. Очень переживал, что на постановку не дают разрешение.
Оно пришло в день его смерти, 3 марта 1981 года. Умер Олег Даль во время творческой командировки в Киеве от сердечного приступа, похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.