109387, г. Москва, ул. Люблинская, д. 53

8 (495)350-00-36, 350-00-95

e-mail: lublino_mun@mail.ru

109387, г. Москва, ул. Люблинская, д. 53

350-00-36, 350-00-95

lublino_mun@mail.ru

Единая горячая линия столицы
8 (495) 777-77-77

Единая диспетчерская
Департамента ЖКХ г. Москвы
8 (495) 539-53-53

(по вопросам отопления, канализации, электроснабжения, водоснабжения)

телефон горячей линии:
8 (495) 350-18-88
(ежедневно с 8.00 до 17.00).
Вопросы можно задать и по электронной почте:
lublino@mos.ru

Люблинская станция аэрации

Краткая история.

В 1879 году в докладе Комиссии народного здравия убежденно прозвучала мысль, что нельзя больше оттягивать вопрос с устройством канализации в Москве.

В марте 1890 года инженеры-проектировщики представили проект канализации всей территории Москвы в Правительственную комиссию по надзору за строительством в Москве водопровода и канализации, в Совет Министерства путей сообщения.

28 февраля проект был утверждён.

Для очистки и обезвреживания сточных вод предусматривалось устройство полей орошения. Был принят комбинированный метод, использующий перемежающееся фильтрование в сочетании с орошением на специально устроенных полях, и без орошения. В зимних условиях планировалось фильтрование через снег.

В Люблино были хорошо дренированные почвы, пригодные для устройства полей орошения, что позволяло получить хорошо очищенную воду и высокие урожаи сельскохозяйственных культур. Поля могли стать источником доходов и в некоторой степени окупить затраты на их содержание. Предполагалось, что благодаря культурам станет возможным увеличить способность почвы к очистке сточных вод. Таким образом, на Люблинских полях предусматривалось развитие растениеводства. При выборе культур учитывалось то, что орошение сточной водой вызывает интенсивное развитие стеблей и листьев растений и, наоборот, затрудняет созревание зерен и плодов. Для севооборота были выбраны виковый пар, капуста и корнеплоды, озимые и яровые, луговые травы, которые можно было использовать в качестве кормов для скота.

Молочное скотоводство стало второй хозяйственной отраслью Люблинских полей. Для хранения сельхозпродукции были спроектированы склады-подвалы (сохранились).

Была разработана схема эксплуатации полей орошения, при которой сточная вода подавалась к главной разводной канаве и далее сетью разводных канав – кирпичных, бетонных, деревянных или земляных, укреплённых дерновой кладкой, – распределялась по всей площади полей через специальные выпуски и поочередно слоем 100 мм напускалась на спланированные участки (карты). Вода, проходя в глубь почвы, оставляла в верхних её слоях взвешенные коллоидные частицы и растворенные вещества, которые под воздействием кислорода минерализировались и питали почву. Этот процесс длился от 3 до 7 дней, после чего делался новый напуск воды. Профильтрованная вода по дренажным керамическим трубам отводилась в отводные осушительные камеры и далее сбрасывалась в Москву-реку.

Площадь для полей была определена в 861 га на левом берегу р. Москвы за станцией Люблино Московско-Курской железной дороги, вблизи слободы Перервы. От железнодорожного полотна поля простирались к востоку и занимали местности, известные ранее как Красный луг. Марьинский луг, Чагино болото. Эти территории впоследствии получили название Люблинских полей орошения.

Устройство Люблинских полей орошения вызвало большое недовольство основных владельцев земель – крестьянских сообществ 24 деревень. Все они решительно вступили в борьбу с городом за перенос полей орошения в другое место. Так ничего и, не добившись, землевладельцы начали требовать предоставления им других участков, подходящих для ведения сельского хозяйства.

Со своей стороны городское Управление считало эти требования вполне обоснованными. Власти города понимали, что лишенные значительной части своих наделов «крестьяне будут вынуждены заняться отхожим промыслом. И, конечно, большая часть их явится в Москву на заработки, что во время безработицы ляжет тяжёлым бременем на город». Только к концу 1897 года многолетнее обсуждение вопроса было завершено в пользу создания Люблинских полей орошения.

К этому времени возникли новые трудности, связанные с оценкой отчуждаемых участков. Для решения этого вопроса была создана специальная комиссия, в которую вошли представители города и собственники земли. Три года длились между ними споры. По мере работы комиссии «аппетиты» землевладельцев росли. Городские власти. оказавшись в безвыходной ситуации вынуждены были пойти на уступки. Невероятно дорого доставалась городу земля, без которой немыслимо было на тот период воплощение грандиозных планов канализации Москвы.

Работы по прокладке 1-ой очереди начались в сентябре 1893 года. Строительство Загородного Люблинского канала, протяженностью 10,3 км, который должен был обеспечить подачу стоков на Люблинские поля орошения, осуществлялось в 1896 – 1897 годах.

В конце 1900 года городская Дума приняла постановление о начале работ по подготовке проекта сооружений канализации Москвы 2-ой очереди. В соответствии с ним предполагалось образование двух систем канализации города. В 1-ую систему вошли Верхний ярус Москвы, Верхний канал, Люблинский загородный водовод и поля орошения. Как и в проекте сооружений 1-ой очереди канализации, очистка городских стоков предусматривалась на полях орошения. Для расширения существующих полей орошения необходимо было приобрести новые участки. В течение последующих пяти лет были выполнены работы по устройству Верхних и Удельных полей, входящих в комплекс Люблинских полей орошения. Эти территории планировалось использовать в качестве полей фильтрации. Однако, они не могли обеспечить приём стоков от сооружения канализации 2-ой очереди, поэтому предстояло решить вопрос о приобретении новых земельных участков. Так появились Люберецкие поля фильтрации.

В условиях военного времени революции, Гражданской войны резко ухудшилось состояние канализационной сети. С каждым годом сокращалось количество площадей, пригодных для очистки сточных вод, ухудшалось её качество. На Люблинских полях для повышения пропускной способности фильтрующих участков устраивались очистительные пруды. В 1920 году пруды принимали свыше 45% всех сточных вод, поступающих на Люблинские поля.

Несмотря на финансовые трудности, Советское правительство закупило в США тракторы для обработки почвы. Результаты применения «железных коней» не заставили долго ждать. Уже к лету 1925 года степень очистки сточных вод на Люблинских полях орошения достигла уровня первых лет эксплуатации.

Когда Москва стала столицей России, она стала развиваться большими темпами.

Нагрузка на канализационные системы очень возросла. Сельскохозяйственное использование полей пришлось сокращать с катастрофической быстротой и одновременно думать над методами интенсификации процесса очистки.

Этим важным делом стали заниматься Василий Робертович Вильямс – учёный с мировым именем, директор, впоследствии ректор, Тимирязевской сельскохозяйственной академии, Павел Федорович Корольков – один из руководителей Люблинских полей орошения, Строгонов Сергей Николаевич, учёный, профессор.

На Люблинских полях орошения в 1927 году была оборудована и пущена в эксплуатацию опытная установка, состоящая из первичного отстойника, аэрокоагулятора в виде прямоугольного кирпичного бассейна, вторичных отстойников, регенераторов и окислителей. Для окончательной очистки коагулированной сточной воды применялись аэрофильтры и перколяторы. В это время С.Н. Строгонов с его замечательным коллективом смог широко развернуть необходимые исследования методом аэрации.

В начале 1930-х годов результаты научных исследований, проведенных на опытных установках в Люблино, а также полученные к тому времени теоретические основы расчета окислительного процесса определили дальнейшие направления совершенствования методов биологической очистки сточных вод. Достигнутые успехи позволили конструктивно и технологически оформить аэрационные сооружения, обеспечивающие полную биологическую очистку.

В 1936 – 1937 году возводились мощные канализационные сооружения: станция очистки в Люблино мощностью в 24 млн. ведер, Загородный Новолюблинский канал (такой же мощности), уличные сети канализации.

Постановлением Президиума Московского Совета (протокол № 21 от 23 мая 1939 года) Люблинские поля фильтрации были объединены с Люблинской станцией аэрации, и получили новое название Люблинского комбината по очистке сточных вод.

С вводом эксплуатацию Люблинской станции аэрации интенсивный метод очистки сточных вод получил преобладающее значение в общем балансе канализационных очистных сооружений Москвы. Роль полей фильтрации, требовавших колоссальных территорий с особыми почвами, стала вторичной. Так, для размещения сооружений Люблинской станции аэрации, обеспечивающих очистку 300 тыс. м3/сут. сточных вод, потребовалось всего 20 га земли, в то время как под поля фильтрации той же мощности – до 3,5 тыс.га, а под поля орошения с сельскохозяйственными культурами ещё больше – около 13 тыс. га.

Только что построенная Люблинская станция аэрации стала самой крупной очистной станцией в стране. Целая серия работ, представляющая интерес, была выполнена по проблеме утилизации образующегося при сбраживании газа. С.Н. Строгановым было предложено использование метана для собственной котельной с тем, чтобы выработанный пар применить для подогрева осадка. В эти же годы в Люблино под наблюдением агронома А.Н. Соповой проводились опыты в подсобном хозяйстве по использованию избыточного активного ила в качестве белковых кормов для скота и домашней птицы. Исследовались возможности использования осадка в качестве удобрения для сельского хозяйства. Именно этот метод был основным в течение более чем полувека в московской канализации.

Много было планов по внедрению разработок, но Великая Отечественная война их перечеркнула. В годы Великой Отечественной войны все канализационные сооружения Москвы продолжали бесперебойно работать. Они были отнесены к стратегическим объектам, а их дирекция и инженерный персонал закреплены бронью.

На защиту Родины с Люблинской станции аэрации вместе с учащимися выпускного класса подшефной школы № 3(487) и их преподавателями, ушло 411 человек. Из них возвратилось меньше половины. 16 человек погибли на 309 км Варшавского шоссе, защищая столицу вместе с бойцами Люблинского батальона.

11сентября 1982 года около ДК имени И.М. Астахова был открыт обелиск, где на гранитных плитах увековечены фамилии павших во время Великой Отечественной войны воинов.

Люблино – один их важных стратегических объектов: с одной стороны – крупная сортировочная станция, депо; с другой – Перервинские шлюзы, с третьей – Московский нефтеперерабатывающий комбинат, поэтому вражеские налёты были частыми, особенно в начале войны.

По воспоминанию очевидцев, на иловых площадках Люблинской станции аэрации из порожних нефтяных бочек была устроена имитация Московского нефтеперерабатывающего завода, в то время как завод был закамуфлирован. Ночами, по сигналу о приближении вражеской авиации, зажигали фальшь-факел. И немецкие бомбы обрушивались на площадки, поднимая столбы иловой жидкости.

В 1942 году Москва оказалась отрезанной от Донбасса, в связи с чем возникли перебои с топливом. Собственными силами хозяйств Люблинского комбината и Люберецких полей фильтрации по предложению инженера М.И. Шишкина была организована заготовка топливных брикетов из осадка на торфоформовочных машинах. В течение всего военного времени брикетирование позволяло обеспечивать хозяйство топливом.

В период с 1943 по 1945 год на Люблинской станции аэрации производились работы по наладке метатенков. Образующийся в процессе газ применялся в качестве топлива для котельной, обеспечивающий отопление производственных зданий и близлежащих домов.

Было предложено ещё одно направление утилизации неочищеного метана – в качестве топлива для машин с газовыми двигателями внутреннего сгорания. В годы Великой Отечественной войны там начала работать газонаполнительная станция, которая вплоть до середины 1950 годов обеспечивала топливом городской транспорт.

В 1945 году отечественная промышленность ещё не выпускала газобаллонных автомобилей и соответствующей аппаратуры. Поэтому силами Люблинского комбината две автомашины ЗИС- 5 с бензиновыми двигателями и одна газогенераторная ЗИС-30

были переоборудованы для заправки газом метатенков. Под кузовом каждого автомобиля было укреплено по шесть 40-литровых кислородных баллонов. Заправка газом осуществлялась на станции, и специально оборудованными газовозами газ развозился по Москве. Использование всего образующегося на Люблинском комбинате метана обеспечивало до 3 тыс. т автомобильного топлива.

На Люблинских полях фильтрации продолжало работать подсобное хозяйство, обеспечивающее снабжение фронта овощами и кисломолочными продуктами. Объёмы поставок были строго определены плановым заданием. Конечно, основная часть продукции отправлялась на фронт, но то, что оставалось, распределялось среди работников станции.

Объединенным решением решением Исполкомов Московского и областного советов территория Люблинской станции аэрации была передана Ждановскому району города Москвы.

Страшная война закончилась. В 1947 году был издан указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении группы работников за работу в период Великой Отечественной войны. Орденом Красного Знамени наградили главного инженера Люблинской станции аэрации М.А.Эля. Орденом Красной Звезды - С.П. Чупрова, директора Люблинского комбината. Орденом Знак Почёта – Н.М. Попову, зам. главного инженера ЛСА и И.С. Трушкина, секретаря партбюро ЛСА. Медаль «За трудовую доблесть» получил А.М.Соловьёв, бригадир ЛСА.

В 1950-е годы Люблинская станция стала экспериментальным полигоном для проверки новых технологических решений по совершенствованию процесса очистки сточных вод.

Станция работала бесперебойно и надёжно. В середине1950-х годов трестом !Мосочиствод» совместно с институтом Мосводоканалпроект были подготовлены предложения о расширении Люблинской станции аэрации до мощности

500 тыс.м3/сут. Основанием для этого явилось то, что комплекс Люблинских сооружений в те годы. Кроме станции аэрации, включал Люблинские поля фильтрации. Однако, поля, находившиеся в эксплуатации более 50 лет, вследствие деградации почвы и засорения дренажа утратили свою фильтрационную способность. Возникла необходимость их ликвидации и создания новых очистных сооружений.

Институтом Мосводоканалпроект был разработан проект расширения станции путём строительства новых и реконструкции ряда существующих зданий и сооружений. Проектом намечалась реконструкция газового хозяйства с полной заменой существующих газопроводов и строительство двух газгольдеров.

В 1966 – 1967 годах сооружения Люблинской станции аэрации были введены в эксплуатацию. С этого времени станция достигла своей предельной мощности

500 тыс. м3/сут. сточных вод на полную биологическую очистку.

Ещё в конце 1950-х годов встал вопрос об очистке стоков Московского нефтеперерабатывающего завода на Люблинской станции аэрации. Начиная с 1959 года, велись исследования влияния нефтестока на процесс биологической очистки. На основании этих исследований были разработаны условия приёма стоков нефтезавода. В 196оду было принято решение о прекращении сброса нефтесодержащих стоков Московского нефтеперерабатывающего завода в Москву-реку и их биологической дополнительной очистке на Люблинской станции аэрации. Расширение биологической очистки было выполнено за счет Московского нефтеперерабатывающего завода.

Сооружения мощностью 150 тыс. м3/сут. Были приняты в эксплуатацию 17. 01. 1978 года.

Вплоть до 1996 года Люблинская станция аэрации обеспечивала прием и очистку городских сточных вод Москвы. Мощное жилищное строительство в жилых районах Марьино, Марьинский парк, новых кварталах в Люблино привело к тому, что старейшая московская станция аэрации – Люблинская, которая почти в течении шести десятилетий обеспечивала очистку 500 тыс.м3/сут стоков, оказалась в кольце жилого массива Распорядительными документами Правительства Москвы (постановление от 26.03. 1996 года № 251. распоряжение от 15. 02. 1996 № 132-РЗП иот12.01.1996№ 20-рп) был определён окончательный срок вывода из эксплуатации Люблинской станции аэрации – декабрь 1996 года.

Люблинские поля были уникальным уголком природы. Они представляли собой экосистему, бесценную по своему природоохранному значению для Москвы, являлись аналогом вводно-болотного комплекса, благодаря которому здесь долгое время сохранялось высокое видовое разнообразие птиц. Самое большое по численности в России и, вероятно, в Европе городское сообщество пернатых. Многие виды относились к редким для Московского региона и подлежали охране.

Здесь, на пойменных лугах Москвы-реки, издавна сходились пути перелётных птиц. Часть из них останавливалась отдохнуть, другие оставались на весь теплый сезон, вили гнёзда и выводили птенцов.

На Люблинских полях были отмечены 162 вида птиц или 66- 67% от общего числа видов, зарегистрированных на современной территории Москвы и в границах Московской кольцевой автодороги с конца XVIII века

Для сравнения: в Императорском саду Токио исследователи насчитывают немногим более 100 видов птиц.

Литература.

100 лет канализации Москвы. М.1998.

Журнал «Городское хозяйство Москвы». 1937. 1938.

Журнал «Строительство Москвы». 1939.

Ильинская Т.А. Страницы истории Люблино. М. 2017.

Журнал «Строительство Москвы». 1939.

Справочник по административно-территориальному делению Московской области 1929 – 2004 гг. М.2011.

ЦГАМО. Ф. 2167.

ЦГАМО. Ф. 1747.


Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons Attribution 3.0 при условии ссылки на первоисточник (в случае использования материалов сайта в сети Интернет – интерактивная ссылка).

Политика Конфиденциальности и Пользовательское Соглашение

Яндекс.Метрика