109387, г. Москва, ул. Люблинская, д. 53

+7 (495) 350-00-36, 350-00-95

e-mail: lublino_mun@mail.ru

109387, г. Москва, ул. Люблинская, д. 53

350-00-36, 350-00-95

lublino_mun@mail.ru

Единая горячая линия столицы
8 (495) 777-77-77

Единая диспетчерская
Департамента ЖКХ г. Москвы
8 (495) 539-53-53

(по вопросам отопления, канализации, электроснабжения, водоснабжения)

телефон горячей линии:
8 (495) 350-18-88
(ежедневно с 8.00 до 17.00).
Вопросы можно задать и по электронной почте:
lublino@mos.ru

Дело о Брашевской дороге

В этом году наша страна в сентябре отметит 640-летие Куликовской битвы. В Люблино сохранился фрагмент Брашевской дороги, по которой войска великого князя Дмитрия Донского шли на битву с врагом.

Великий князь Дмитрий Иванович, получив благословение святого Сергия Радонежского, повёл войска на битву, которая стала поворотным моментом в судьбе Москвы, Руси и её соседей.

Великий князь Дмитрий Иванович собрал 180-тысячное войско и повёл его навстречу с 200-тысячным войском хана Мамая.

Такое большое войско к месту битвы шло тремя дорогами. Путь начинался от Болвановья (Таганки). Именно оттуда проходили дороги на Коломну и Рязань. На некоторых чертежах они обозначены как Угрешская и Мячковская дороги. Как известно из «Сказания о Мамаевом побоище», написанном в конце ХV – начале ХVI века с использованием устных свидетельств, говорится: « Князь великий... поиде к Коломне; брата же своего князя Володимера Андреевича отпусти на Брашеву дорогою, а Белозерские князи Болвановскою дорогою с воинсвы их, а сам князь великы поиде на Котёл дорогою со многими силами... разлучашажеся того ради дорогами, яко не вместишеся единою дорогою».

Дорога на Котёл вела правым берегом реки Москвы. Она получила своё название по с. Никольскому на Котле, которое располагалось к югу от Даниловского монастыря.

Брашевская и Болвановская дорога шли левым берегом Москвы-реки. Первая из них получила название по городку Брашево (южнее г. Бронницы), а вторая – по урочищу Болвановье, близ нынешней Таганской площади. Болвановская дорога вела по трассе нынешнего Рязанского шоссе, а Брашевская – через Николо-Угрешский монастырь.

Дороги эти соединялись у Боровского перевоза через р. Москву (южнее моста Рязанского шоссе через р. Москву у д. Чулково).

Трасса Брашевской дороги сохранялась в ХVIII веке. Она изображена на Генеральном плане Московского уезда 1797 года.

От моста через речку Коломенку (севернее станции метро «Текстильщики», между нынешним Волгоградским проспектом и улицей Грайвороновской), дорога вела в юго-восточном направлении. От точки, где в настоящее время пересекаются улицы Волжский бульвар, Шкулёва и маршала Чуйкова, до р. Голеданки дорога в 1838 году пролегала лесом. Ширина свободного от леса пространства вдоль проезжей части колебалась от 22 до 40 саженей, т.е. от 47 до 85 метров. В 170 саженях, или в 360 метрах, от реки начиналась обширная поляна. На юге и востоке её ограничивала р. Голеданка. В северном направлении поляна распространялась на 70 саженей, или 150 м от Юрьевской плотины. Дорога пролегала по середине поляны в юго-восточном направлении от мыса и спускалась к реке по его западному (правому) борту. Переход дороги через Голеданку находился точно в том месте, где река поворачивает под прямым углом на запад. Описанный участок дороги сохранился и зафиксирован на современной геоподоснове. Дорога проходит в выемке шириной 5-6 метров.

На коренной левый берег реки Голеданки дорога поднималась между двумя оврагами. Судя по планам 1838 и 1951 гг., основная трасса вела по дуге, выгибающейся в северо-восточном направлении, так, чтобы обойти возвышенность слева. На современной геоподоснове место это показано изрытым, что обусловлено прокладкой двух коллекторов. Кроме того, на геоподоснове изображён участок дороги несколько южнее ее основной трассы.

Эти следы древней Брашевской дороги, обнаруженные в районе её перехода через речку Голеданку у Юрьевской мельницы, – единственный в Москве участок дорог, которым шли русские войска на Куликово поле, дошедший до наших дней в окружении природного ландшафта.

Далее дорога шла по трассам нынешних улиц Ставропольской (близ Люблинского кладбища) и Чагинской, к Николо-Угрешскому монастырю.

Участок Брашевской дороги в районе ее перехода через р. Голеданку был обнаружен 15.05. 1998 г. при проведении археологических исследований в Парке культуры и отдыха Кузьминки-Люблино работниками Института археологии РАН.

В 2005 году опубликована книга «Культура средневековой Москвы», том II, издательство «Наука». В ней подробно излагается ход работ и полученные результаты археологического обследования местности. Брашевской дороге как уникальному историческому памятнику там уделили достаточно внимания.

В 2017 году Ильинская Т.А. написала книгу «Страницы истории Люблино. Воспоминания. Рассказы. Документы». Финансировал издание депутат муниципального округа Люблино Райцев Н.Д. Он и ещё несколько депутатов, прочитав в книге рассказ о Брашевской дороге, приняли решение увековечить память о ней, поставить памятный знак и стенд с повествованием об этой исторической достопримечательности.

В то время этого не произошло, так как нужно было собрать дополнительную информацию.

В конце 2019 года вопрос о постановке памятного знака Брашевской дороге возник снова. Люблинские краеведы Андрианов Ю.А., Ильинская Т.А., Некрасова Н.Л., Райцев Н.Д., каждый на своём месте, приложили все усилия к решению этого вопроса.

Ильинская Т.А. работала в архивах и библиотеках, Некрасова Н.Л. обобщила и привела в порядок собранные документы. Андрианов Ю.А., в своё личное время, вооружившись картами из прошедших веков и современности, выполнил рекогносцировку на местности. Он нашёл оставшийся от прошлых веков участок Брашевской дороги, и теперь в Люблино есть место, где можно сказать с уверенностью: «Здесь русские полки шли на битву с врагами за Веру и Отечество на Куликово поле».

 

Источники.

Культура средневековой Москвы, том II, издательство Наука.

РГАДА. Ф 1356.Д.2358.

РГАДА. Ф.1209. Ч.1. Л.22.

Кусов В.С. Старинные чертежи Москвы. Природа. 1985.№2 С. 127.

ПСРЛ. СПб, 1897. Т.11, С. 53, 54.        


Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons Attribution 3.0 при условии ссылки на первоисточник (в случае использования материалов сайта в сети Интернет – интерактивная ссылка).

Политика Конфиденциальности и Пользовательское Соглашение