Особенности выполнения педагогическими работниками дополнительной работы и работы по совместительству
Педагогической деятельностью вправе заниматься лица, которые имеют среднее профессиональное или высшее образование и отвечают квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, если иное не установлено Законом об образовании. Это следует из ч. 1 ст. 331 ТК РФ, ч. 1 ст. 46 Закона об образовании.
В силу ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ работодатели обязаны применять профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если такие требования предусмотрены Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами.
Исходя из указанных норм при приеме на работу педагогических работников требования к квалификации, предусмотренные квалификационными справочниками, применяются наряду с профессиональными стандартами или вместо них (при отсутствии последних). Аналогичная позиция изложена в Письме Минобрнауки России от 13.10.2016 НТ-1295/12.Вместе с тем в Письме от 12.02.2016 № 09-ПГ-МОН-814, исходя из положений ч. 1 ст. 46 Закона об образовании, Минобрнауки России отмечает, что обязательность применения профессиональных стандартов для определения должностных обязанностей, наименований должностей педагогических работников в зависимости от реализуемых образовательных программ законодательством не установлена. В связи с этим работодатели в указанных целях вправе применять как профессиональные стандарты, так и квалификационные справочники, особенно в тех случаях, когда профессиональный стандарт содержит несколько возможных наименований должностей, с которыми связано предоставление льгот и преимуществ.
В частности, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н; далее - ЕКС) содержит требования к квалификации работников образования, а именно к уровню их профессиональной подготовки, который удостоверяется документами об образовании, и стажу работы. Это следует из абз. 1, 4 п. 4 разд. I "Общие положения" ЕКС.
Руководствуясь положениями ЕКС, необходимо иметь в виду, что, например, кандидаты на должность учителя или преподавателя (за исключением профессорско-преподавательского состава вузов) должны соответствовать одному из следующих требований, содержащихся в разд. III "Должности педагогических работников" ЕКС: иметь высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, которая соответствует преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы; иметь высшее образование или среднее профессиональное и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации, без предъявления требований к стажу работы. Согласно разъяснениям Минобрнауки России дополнительное профессиональное образование должно быть получено по дополнительной профессиональной программе в области образования и педагогики (Письмо Минобрнауки России от 25.08.2015 № АК-2453/06).