Интервью с идеологом и вдохновителем плоггингов «Мосприроды» Осипом Тунинским
Начало 2018 года. Само слово «плоггинг» в России слышали буквально единицы. Еще никто не проводил в Москве плоггингов, как массовых мероприятий. Всё изменил просмотр одного видео. Слово «плоггинг» впервые появилось в официальной документации, а в апреле 2018 года «Мосприрода», дворец творчества детей и молодёжи имени А.П. Гайдара и беговой клуб Wake and Run провели «Чистый забег».
Читаем интервью с «крестным отцом» российского плоггинга. Знакомьтесь — Осип Тунинский, начальник отдела экологического просвещения и учета животных дирекции природных территорий «Кузьминки-Люблино» (ГПБУ «Мосприрода»).
Как, при каких обстоятельствах вы познакомились с понятием плоггинга?
Я совершенно случайно наткнулся в интернете, на YouTube, на ролик о том, как в Швеции убирают мусор на бегу. Это было в феврале 2018 года. Видео меня заинтересовало: все новое, неожиданное, интересное нами только приветствуется. Мы стараемся разнообразить свою деятельность по экологическому просвещению и применять самые разнообразные форматы в своей работе. Экология должна потихонечку входить в умы и дома не только каждого посетителя особо охраняемых природных территорий, но и любого москвича, россиянина. Так, мы постепенно внедряем экопривычки в быт жителей мегаполиса. Взращиваем экологически правильного, сознательного человека.
А были ли опасения – вдруг новый формат активности не приживется, его не поймут?
Никаких сомнений и колебаний не было. Может, так, пробуя что-то креативное, нестандартное, мы и доживем до полного внедрения раздельного сбора мусора в каждом районе города, и во всех парках.
Какую цель вы ставили перед плоггингом в 2018 году и ставите сейчас?
Точно не собрать сколько-то тонн отходов. И тогда, и сегодня цель – изменить менталитет людей. Сколько раз я наблюдал на остановке, как человек щелчком выкидывает окурок, хотя урна недалеко! А как часто люди выбрасывают мусор прямо из окна машин? Пока мы имеем следующее: после качественно проведенного субботника полянка через сутки снова превращается в свалку. К сожалению, пока – так. Но я уверен, что будущее, в котором люди не будут ломать деревья, портить информационные стенды и бросать мусор в парке, разжигать костры, уже совсем близко.
На территориях, подведомственных «Мосприроде», проводятся плоггинги и для детей тоже. Как вы считаете, с какого возраста можно заниматься плоггингом?
С любого. Если человек может бегать, ездить на велосипеде, фотографировать, то он может поучаствовать и в плоггинге. Если ребенок несколько раз примет участие в плоггинге, то, повзрослев, он, наверно, не швырнет мусор в кусты, а донесет его до урны.
«Мосприрода» очень смело экспериментирует с форматами плоггингов: у вас проходили велоплоггинг, квест-плоггинг, фотоплоггинг и даже звероплоггинг...
Новые форматы – это развитие. Конечно, спортивная составляющая в этих акциях присутствует, тут уже вам все карты в руки (смеется). В велоплоггинге есть спорт, есть экология, есть просвещение (участники знакомятся с флорой и фауной парков). А у нас, дирекции природной территории, есть возможность обыграть эту ситуацию. Например, площадь Кузьминского парка – более 1200 гектар. Мы, работники парка, не в состоянии ежедневно его весь обходить и мониторить. А если во время плоггинга участник увидел, сфотографировал, отправил нам краснокнижное растение – это замечательно. Сообщил о редкой птице – очень хорошо. Если участники обнаружили какое-то нарушение: костер, перевернутую урну, – такое тоже бывает – и сообщили об этом нам, то это тоже идет на благо парка.
А звероплоггинг?
И он тоже. С его помощью мы проводим экопросвещение. Мы и сами не ожидали, что люди придут на старт костюмированного плоггинга настолько подготовленными. Они заранее смотрели, читали, кто живет в московских лесопарках, вырезали маски, шили костюмы.
В плоггинге важный момент – соучастие. Люди могут не принимать участие в забеге сами, они могут просто гулять по парку и увидеть, что мимо кто-то пробегает, собирая мусор. Заинтересоваться, спросить, что происходит. Узнать о таком явлении, как плоггинг. Возможно, в будущем тоже принять участие.
Не боитесь, что такое обилие форматов собьет участников с толка, и людям будет сложно понять, что является плоггингом, а что — нет?
Опасений нет. Да, наверно, бег, как дисциплина, отходит в наших плоггингах на второй план. Но мы чередуем «классические» плоггинги с экспериментальными. Главное для нас, еще раз, – не собрать горы мусора, а просветить людей. Участники и зрители задают себе вопрос – может, проще не мусорить? Чисто ведь не там, где убирают, а там, где не сорят. А дальше как у Экзюпери: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – сразу же приведи в порядок свою планету».
Для плоггинга подходит любая территория?
Я думаю, что любая. Там, где не проедет велосипед, пройдет человек. Туда, куда не зайдет сотрудник подрядной организации, в спецодежде и с мешком, прибежит плоггер. Подрядные организации в основном убирают там, где есть посетители, видовые точки, где мусор видно невооруженным глазом. А когда заходишь поглубже в лес, может открыться настоящий «шанхай». Благодаря плоггерам мы можем наносить на свои карты проблемные места – куда необходимо добраться, чему уделить внимание.
Специалисты Мосприроды проводят плоггинги на природоохранных территориях Москвы в теплое время года. Дистанции подходят для новичков: от 500 метров до 3-4 км. Темп движения – очень щадящий. Почитать о многообразии форматов экозабегов можно в разделе «Новости» или «Анонсы» на сайтах Кузьминского парка и «Мосприроды».